Новости
03.10.2012

Свердловская железная дорога, не имея правовых возможностей влияния на количество курсирующих по сети вагонов, для повышения эффективности грузоперевозок предлагает участникам транспортного рынка решения в плоскости перевозочных и логистических технологий.

Накануне на заседании транспортной комиссии по вопросам повышения эффективности взаимодействия предприятий Свердловской области с ОАО "РЖД" под руководством заместителя министра транспорта региона Сергея Фролова были рассмотрены проблемные вопросы эффективности управления подвижным составом и использования вагонов на подъездных путях промышленных предприятий.

Заместитель начальника Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Александр Ворошнин, говоря о мерах по повышению эффективности управления подвижным составом, в первую очередь отметил необходимость оптимизации количества операторов с целью снижения встречного порожнего пробега, увеличения количества сдвоенных операций, совершенствования логистических схем перевозки грузов.

В границах Свердловской железной дороги сейчас работают 384 собственника подвижного состава, 112 операторских компаний, из них 11 компаний перевозят 60% грузов, а 101 компания – остальные 40%. Операторы стремятся получать максимальную прибыль, не задумываясь о технологической эффективности использования инфраструктуры, при этом ряд промышленных предприятий при выстраивании взаимодействия с операторами исходят только из коммерческих интересов. Это привело к росту вагонного парка, который превышает технологический максимум на дороге на 5,5 тыс. вагонов (5%).

Сейчас при сложившемся профиците вагонов на СвЖД более 24 тыс. единиц подвижного состава простаивают по трое суток и более без движения (то есть не востребованы под перевозки и занимают инфраструктуру). При этом грузовладелец часто не находит свободный вагон: теоретически вагоны есть, но они либо стоят в ожидании выгодного груза, либо порожний состав перегоняется под выгодный груз за сотни километров.

По мнению СвЖД, многочисленные собственники и операторы подвижного состава могли бы успешно работать через единых консолидаторов транспортных услуг на крупных и средних погрузочных станциях или группе станций в промышленных узлах. В их пределах подвижной состав из-под выгрузки распределялся бы консолидатором (холдинги, управляющие компании) здесь же под погрузку. Но такую систему в короткие сроки не создать, поэтому на данном этапе необходима активная позиция промышленных предприятий по выстраиванию четкой логистики с грузоотправителями и операторскими компаниями для минимизации количества операторов, работающих по одной станции.

Сегодня логистику во взаимодействии с операторскими компаниями формирует грузоотправитель. Для оптимизации транспортно-логистических схем на СвЖД создана и действует рабочая группа с участием представителей крупных промышленных предприятий, профильных министерств и ассоциаций. На первом этапе рассматривается логистика по 8-ми, на втором – еще по 10 решающим станциям. Уже проведены заседания по станциям Полевской, Серов, Первоуральск, Ревда, 3 совещания по станции Смычка и выездное совещание в Пермском крае, где обсуждалась работа станций Осенцы, Губаха, Лысьва и Пашия. В результате в августе текущего года удалось добиться снижения встречного пробега по сравнению с июлем по станции Смычка на 144 вагона, Первоуральск - на 322 вагона, Ревда - на 73 вагона, по станции Серов-заводской - на 154 вагона.

"В целом, предприятия с пониманием относятся к необходимости сокращения встречных пробегов, улучшения логистики использования вагонов и оптимизации количества собственников подвижного состава, - рассказал на транспортной комиссии заместитель начальника ТЦФТО Александр Ворошнин. – Так, благодаря совместной адресной работе Свердловской железной дороги ОАО "НСММЗ" и ООО "Независимая транспортная компания" с начала года удалось добиться снижения встречного порожнего пробега по станции Ревда с 1420 до 200 вагонов".

Холдинг ОАО "Трубная металлургическая компания" и входящие в его состав ОАО "Северский трубный завод" (ст. Полевской) и ОАО "Синарский трубный завод" (ст. Каменск-Уральский) также ведут активную работу по данному вопросу. В августе завоз сырья на ОАО "Северский трубный завод" обеспечивали вагоны 77 собственников, из них только 32 использовали подвижной состав под сдвоенные операции. На сегодняшний день основным оператором холдинга является ОАО "Новая перевозочная компания". Холдингом прорабатывается схема делегирования полномочий экспедиторской компании по консолидации поставщиков лома черных металлов, управлению процессом поставки лома на заводы ОАО "ТМК", а также по обеспечению собственным подвижным составом, который будет использован под сдвоенные операции.

Успешным опытом стало внедрение технологии движения грузовых поездов по "твердым ниткам" графика. Пилотный проект отправки грузовых поездов по расписанию был реализован на участке Качканар – Смычка по доставке руды с Качканарского ГОКа до НТМК. В сутки по расписанию отправляется восемь поездов. В результате эксперимента объем перевозимого сырья увеличился на 8%.

С 1 сентября 2012 года по "твердым ниткам" графика на полигоне Благодать – Смычка ежесуточно перевозится негашеная известь группой из 8-10 вагонов (имеет большое технологическое значение для обеспечения ритмичной работы ОАО "НТМК", так как за 2 суток сырье теряет необходимые для плавки физико-химические свойства). Сейчас решается вопрос о запуске перевозок по твердому графику еще по ряду направлений - в частности, Ивдель - Приобъе. Внедрение технологии вождения грузовых поездов по расписанию является эффективным решением, так как среди клиентов дороги много предприятий с непрерывным производством.

Кроме того, для разгрузки станции Смычка было решено расконсервировать сортировочную горку на станции Гороблагодатская, которая была закрыта в 1997 году из-за падения объемов перевозок. В результате можно будет увеличить скорость прохождения грузов на данном участке.

Заместитель начальника СвЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Петр Эсаулов, отмечая необходимость повышения эффективности грузоперевозок, напомнил, что основная причина снижения скорости доставки грузов — избыточность курсирующего по дорогам подвижного состава различных собственников. В связи с этим на федеральном уровне в настоящее время необходимо решить главную задачу - законодательно определить правовой статус оператора подвижного состава, условия осуществления профессиональной деятельности по предоставлению грузовых вагонов для железнодорожных перевозок грузов. Как ОАО "РЖД", являясь публичным перевозчиком, не имеет права отказать в предоставлении доступа к инфраструктуре, так и операторы должны взять на себя обязанность по предоставлению вагонов всем обратившимся с формированием публичных (обязательных) ставок за свои услуги.

Также для операторов, помимо публичности услуг, должны быть соблюдены еще минимум 2 обязательных условия: наличие собственного парка вагонов не ниже установленного порога и заключение договоров с владельцами путей необщего пользования на размещение вагонов на подъездных путях железнодорожных станций приписки вагонов операторов. При этом сама приписка вагонов должна также осуществляться при наличии договоров. Данная мера позволит регулировать размещение невостребованных вагонов, развивать инфраструктуру необщего пользования, так как недостаточное развитие подъездных путей предприятий стало причиной скопления брошенных поездов на станциях и подходах к ним, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.